Оценка профессиональных рисков
Что такое оценка профессиональных рисков:
Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору.
Проводить её — одна из обязанностей работодателя. Для краткости ниже будем называть эту процедуру оценкой рисков или ОПР. Кроме этого нужно снижать и выявлять риски, а также информировать работников об опасностях при выполнении должностных обязанностей на предприятии. Но обо всем по порядку.
В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии).
При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах.
Как правило, при исследовании рассматривают результаты специальной оценки условий труда, производственного контроля, заключений санитарно-эпидемиологического контроля, предписаний государственных органов (ГИТ, МЧС, Роспотребнадзора и т.д.). Чем больше элементов (документов, результатов, внешних и внутренних факторов) будет отражено в отчете, тем более качественным и полноценным он будет. Еще можно учитывать внешние факторы: экологическую обстановку, угрозу взрыва, ЧС, техногенных катастроф и аварий. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.
Оценивать профессиональные риски нужно в любом бизнесе и в любом учреждении. ОПР подлежат все рабочие места: в офисе, в детском саду, в ресторане, в обувном цехе или на литейном производстве.
Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?
В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.
Привлеку компанию.
Сотрудник экспертной организации включается в комиссию по ОПР, идентифицирует опасности, проводит аудит документации и производства, затем на основании собранных данных подготавливает отчет.
На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.
Почему лучше обратиться в экспертную компанию:
ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ №438Н Минтруда);
имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.
При выборе компании уточните:
что вам выдадут по результатам оценки;
компетенцию и наличие обучения у экспертов;
есть ли гарантия на работы;
какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
каковы сроки выполнения работы;
есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).
Плюсы:
гарантия;
сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).
Минусы:
различия в ценах на услугу;
сложность с выбором компании.
Сделаю сам.
Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.
Плюсы:
относительно низкая стоимость;
возможность получить дополнительный опыт;
вовлеченность работников.
Минусы:
вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ;
срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.
Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.
Существует еще третий вариант: провести самостоятельно с помощью ПО. Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.
У меня нет рисков меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?
Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.
Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.
Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.
Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.
Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.
Когда нужно провести оценку рисков?
Четкой трактовки нет, но по закону нужно своевременно выявлять риски, как только появляется возможность травмирования не только работников, но и других участников производственного процесса.
Работаете без оценки рисков — возможно наложение штрафа до 80 000 рублей
Для тех, кто делать оценку рисков не хочет, предусмотрены штрафы (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) . При первом нарушении:
гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 рублей;
юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.
Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку
Сначала нужно определиться: проводить оценку самостоятельно или с привлечением экспертной компании. При выборе подрядной организации всё просто: в договоре указываются сроки, условия и цена работ. Дальше необходим только контроль за ходом выполнения задачи. Результатом работ по договору должен быть отчет или карты оценки рисков с приложениями.
Отчет утверждается работодателем, эксперт лишь ставит свою подпись. В отчете указываются методы оценки, классификатор опасностей, индивидуальные карты с указанием величин рисков по каждому рабочему месту, а также мероприятия по снижению опасностей. Подавать отчет после составления и утверждения в трудовую инспекцию не нужно. Этот документ остается у вас до момента проверки.
В случае самостоятельного выполнения порядок действий до подготовки будет следующий:
1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками.
Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей.
Утверждение состава комиссии по оценке рисков.
Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.
2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных.
Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений.
Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.
3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков.
Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба.
Ранжирование реестра рисков.
Оценка приемлемости рисков.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков.
Разработка мер по исключению и снижению рисков.
Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.
Документы для оценки рисков
Все результаты оценки рисков могут быть представлены в виде отчета, либо в виде отдельных документов. Сейчас требований по их оформлению нет. Главное, чтобы они были утверждены работодателем.
Приказ о создании комиссии, договор со специализированной организацией.
Методика оценки.
Перечень мест для оценки.
Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
Классификатор опасностей.
План мероприятий по управлению рисками.
Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах).
ЗАКАЗАТЬ ОЦЕНКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ
Стоимость услуг
Стоимость идентификации опасностей и оценки рисков
Примерная стоимость идентификации опасностей и оценки рисков (1 рабочее место)
Офисы, образовательные и бюджетные учреждения |
Медицинские учреждения |
Локальное производство, энергетика |
Химическая промышленность, транспорт |
1000 - 1500 руб. |
1500 - 2000 р. |
2000 - 2500 руб. |
2200 - 3000 руб. |
Примерная стоимость интегрированного комплекса услуг по идентификации опасностей, оценке рисков и СОУТ (1 рабочее место)
Офисы, образовательные и бюджетные учреждения |
Медицинские учреждения |
Локальное производство, энергетика |
Химическая промышленность, транспорт |
3000 руб. |
5000 р. |
5000 руб. |
7000 руб. |
Окончательная стоимость зависит от ряда параметров, таких как:
территориальная распределенность структурных подразделений;
объем работ (количество рабочих мест);
объем лабораторных исследований и экспертных оценок;
характер и количество используемого оборудования;
сложность производственных процессов и т.п.
Что нужно для проведения?
Исходные данные со стороны заказчика:
· Перечень рабочих мест (штатное расписание);
· Перечень выполняемых работ;
· Перечень используемых инструментов, оборудования, приспособлений, сырья и материалов и пр.;
· Локальные документы заказчика в области охраны труда (положения, стандарты, регламенты, инструкции, правила, перечень опасных работ и тд.);
· Результаты СОУТ;
· Перечень мест выполнения работ для каждого рабочего места.
Результаты работ по оценке профессиональных рисков от ООО «Труд-Эксперт»
· Отчет о проведении профессиональных рисков, который содержит в себе расчет риска на каждое рабочее место;
· Реестр опасностей;
· План мероприятий по управлению рисками.